От силикатных к лобридным ОЖ: как развивались технологии антифризов
Качественный антифриз – это всегда дистиллированная вода, моноэтиленгликоль и тщательно подобранный пакет присадок. Подробнее про присадки антифризов читайте в другой нашей статье, ниже мы расскажем о так называемых технологиях производства антифризов:
- Organic Acid Technology (OAT),
- Inorganic Acid Technology (IAT),
- Hybrid Technology,
- Low Hybrid Technology (Lobrid).
Автомобилестроение развивается, также как ужесточаются стандарты по уровню выбросов EURO. Усложняется конструкция двигателя и предъявляются повышенные требования к теплоотдаче, а значит и к охлаждающей жидкости. Появляются новые технологии антифризов, а старые совершенствуются. Давайте посмотрим как и почему менялись технологии антифризов и какие актуальны сейчас.
Неорганические антифризы (IAT)
Устаревший тип антифризов, которые были распространены в 90-е годы и ранее. В состав неорганических антифризов, как и следует из названия, входят только неорганические присадки. В англоязычной литературе такие антифризы называются также Conventional, что можно перевести как «обычные» или «традиционные».
Неорганические (минеральные) присадки – это соли неорганических кислот, такие как нитриты, силикаты, молибдаты и т.д. Поэтому такие антифризы также могут называть нитритными, силикатными, фосфатными и т.д. Самый распространенный представитель — ТОСОЛ, силикатная охлаждающая жидкость, разработанная еще в СССР.
Особенности неорганических (IAT) антифризов:
- хорошо совместимы с чугуном и сталью;
- обеспечивают надежную защиту от коррозии;
- требуют частой замены (каждые 2–3 года или от 50 000 км пробега);
- защитный слой разрушается, что приводит к образованию осадка, накипи и образованию коррозии;
- могут плохо влиять на некоторые материалы системы охлаждения, например плохо совместимы с силиконом;
- снижают теплоотдачу системы охлаждения из-за пленки, которая покрывает стенки охлаждающих каналов.
IAT-технология до сих пор распространена, но популярность ее снижается из-за меньшей эффективности в современных системах охлаждения. Неорганические антифризы актуальны для старых авто, для утилитарной техники с простыми двигателями и для некоторых промышленных установок. Неорганическую технологию постепенно вытесняют более новые технологии OAT, HOAT и Lobrid с увеличенным сроком службы.
Органические антифризы (OAT)
Такие антифризы были наиболее популярны для автомобилей, выпущенных в 2000/2010-х годах, однако многие автопроизводители до сих пор пользуются этой технологией как основной для первоначальной заливки. В состав ОАТ-антифризов входят органические присадки.
Органические (карбоксилатные) присадки – это соли карбоновых кислот.
Особенности OAT-антифризов:
- находятся во взвешенном состоянии: не покрывают всю систему охлаждения защитной пленкой, а создают локальный защитный слой на металлических деталях в месте очага коррозии;
- долговечны — срок службы от 5 лет, 250 000 км и более (до 2 млн км в коммерческом транспорте);
- не образуют осадка и накипи под воздействием повышенных температур;
- не уменьшают теплоотдачу системы;
- высокая устойчивость к перепадам температур.
OAT технология нового поколения без 2-EH
Во многих современных двигателях используются эластомеры, несовместимые с органическими охлаждающими жидкостями, содержащими 2-ЕН кислоту. 2-этилгексановая кислота (2-EH) вызывает разбухание, размягчение и деформацию силиконовых прокладок, уплотнительных колец, шлангов и уплотнений, что может привести к критическим утечкам охлаждающей жидкости. Однако использование данной кислоты снижает себестоимость продукта, в отличие от более химически сложных антифризов без 2-ЕН.
Новое поколение ОАТ антифризов исключает использование 2-EH кислоты. Многие современные стандарты запрещают использование жидкостей с килостой 2-ЕН, например стандарт Cummins CES 14603.
Гибридные антифризы
В связи с тем, что органические и неорганические присадки антифризов имеют как плюсы, так и минусы, появились гибридные составы антифризов.
HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) – гибридная технология антифризов. Антифризы этого типа включают в себя неорганические соли и соли карбоновых кислот, соотношение этих компонентов может сильно варьироваться.
Гибридные антифризы совмещают OAT и IAT технологии для лучшей работы охлаждающей системы.
Особенности гибридных антифризов:
- органические кислоты – основа пакета присадок HOAT антифризов;
- срок службы около 4 лет или 150 000 км;
- отлично защищают алюминий, сталь, медь и другие сплавы системы охлаждения;
- уменьшают риск образования отложений благодаря ограниченному количеству неорганических добавок;
- универсальны – подходят для многих современных двигателей и систем охлаждения.
Сложность выбора: разные производители добавляют разные неорганические компоненты в гибридные антифризы. Ниже расскажем о региональных особенностях.
Еще одна сложность при выборе гибридного антифриза — это степень его «гибридности». Какой процент органических компонентов содержится в пакете присадок? Классической формулой можно считать 50% органики и 50% неорганики внутри пакета присадок, однако различные ОЕМ рекомендуют гибридные антифризов с более низким содержанием неорганических присадок до 10%. Поэтому у гибридных антифризов появился следующий, более инновационный подвид:
Лобридные антифризы
Лобридные (lobrid от low hybrid) антифризы – это гибридные антифризы второго поколения. Для улучшения эксплуатационных свойств в OAT (карбоксилатный) антифриз добавляется не более 10% минеральных компонентов от общего количеств присадок, в отличие от гибридной технологии, где доля IAT составляет 20% и выше. Это делается по ряду причин: для профилактики коррозии алюминия, стали и меди, защиты от кавитации и для защиты от накипи.
В зависимости от того, какие неорганические присадки входят в состав лобридного антифриза, эти охлаждающие жидкости обозначаются соответственно: Si-OAT, N-OAT, P-OAT, PSi-OAT, ОАТ с молибдатами.
Особенности лобридных антифризов:
- пакет присадок на 90% из органических кислот;
- работают избирательно, защищая участки, где начинается коррозия;
- срок службы – до 250 000 км;
- высокая эффективность теплопередачи;
- устойчивость к высоким нагрузкам;
- не подходят для старых авто с медными и латунными радиаторами или двигателями из чугуна.
Лобридная технология используется в автомобилях, произведенных после 2010 года. Особенно эффективны в турбированных и гибридных двигателях, в электромобилях и в прочих форсированных двигателях легковой и коммерческой техники.
Рекомендации по использованию технологии антифриза в зависимости от страны производства автомобиля
Гибридные антифризы включают в состав минеральные присадки, но по какому принципу их подбирают?
В статье про японские антифризы мы уже упоминали региональные особенности.
Большинство американских автопроизводителей рекомендуют использование 100% ОАТ-антифризов (на основе органических кислот) без включения неорганических добавок. Однако исследования, проведенные в Японии, показали, что карбоксилатные антифризы без минеральных компонентов не обеспечивают достаточной защиты алюминиевых деталей в тяжелых условиях эксплуатации. Поэтому японские и корейские OEM предпочли гибридные фосфатно-карбоксилатные антифризы: фосфаты усиливают защиту алюминия и его сплавов, а органические компоненты обеспечивают долговременную антикоррозионную защиту.
Развитие технологий антифризов за океаном пошло по другому пути: были разработаны более совершенные на 100% органические составы антифризов, отличающиеся очень высоким сроком службы и совместимостью практически с любыми материалами в системе охлаждения.
С начала 2000-х годов формулы азиатских гибридов были усовершенствованы: содержание фосфатов снизили, сделав карбоновые кислоты основными активными присадками. В результате получился лобридный ОАТ-антифриз с добавлением фосфатов, который характеризуется увеличенным сроком службы — от 5 лет и более.
Возникает логичный вопрос: если фосфаты столь эффективны, почему их используют преимущественно азиатские производители? На самом деле это не так. На европейском рынке фосфаты нередко входят в состав традиционных пакетов присадок, включая силикаты, нитриты, молибдаты и бораты.
Присадки | Япония и Корея | Европа | Северная Америка |
Фосфаты | ✓✓ | × | ✓ |
Силикаты | × | ✓✓ | ✓ |
Нитриты | × | ✓ | ✓✓ |
Технологии антифризов OTS
Компания OTS выпускает охлаждающие жидкости разных типов, произведенные в точном соответствии с требованиями производителя автомобиля. В таблице ниже приведем технологии, модели авто и соответствующие антифризы.
Наименование | Цвет | Технология | Для каких марок |
А-110 | розовый | ОАТ+фосфаты / Лобридный антифриз | Hyundai, KIA, Genesis |
А-111 | зелёный | ОАТ+фосфаты / Лобридный антифриз | Hyundai, KIA, Genesis |
А-125 | голубой | ОАТ | Ssang Yong + GM Daewoo (Chevrolet) |
F-121 | зелёный | OAT+молибдаты / Лобридный антифриз | Peugeot, Citroёn |
F-126 | жёлто-зелёный | ОАТ | Renault, Nissan |
G-111 | зелёный | ОАТ+силикаты / Лобридный антифриз | BMW с 2018 года |
G-112 | красный | ОАТ+силикаты / Лобридный антифриз | Mercedes-Benz с 2014 года |
G-113 | фиолетовый | ОАТ+силикаты +фосфаты / Лобридный антифриз | VAG с 2018 года |
G-114 | желтый | ОАТ+силикаты +фосфаты / Лобридный антифриз | Легковые Volvo |
G-122 | красный | ОАТ | Jaguar, Land Rover |
G-123 | фиолетовый | ОАТ | VAG до 2018 года |
G-124 | желтый | ОАТ | Opel, Saab, Range Rover |
G-125 | голубой | ОАТ | Mercedes-Benz до 2014 года |
G-131 | зелёный | Гибридная | Устаревшие VAG, Saab до 2000 года, Volvo до 2015 года |
G-135 | голубой | Гибридная | Устаревшие Mercedes-Benz, BMW до 2018 года |
J-110 | розовый | ОАТ+фосфаты / Лобридный антифриз | Toyota, Lexus, Scion |
J-111 | зелёный | ОАТ+фосфаты / Лобридный антифриз | Mazda (кроме Ford) |
J-115 | голубой | ОАТ+фосфаты / Лобридный антифриз | Nissan, Honda, Mitsubishi, Subaru, Suzuki |
J-131 | зелёный | Гибридная | Nissan до 2009 года |
N-120 | розовый | OAT | Chrysler: 2013 и новее |
N-124 | оранжевый | OAT | GM: 1995 и новее, Ford: 2011–2019, Chevrolet, Cadillac |
N-132 | красный | Гибридная | Chrysler: 2000–2012 |
N-136 | жёлтый | Гибридная | Ford: 2002–2010 |
Также наши эксперты разобрали более подробно классификацию антифризов для коммерческой техники.
Авторы: Антон Севанькаев, Никита Дубровин.