Присадки антифризов
Состав качественного антифриза – это моноэтиленгликоль, дистиллированная вода и присадки.
Пакет присадок необходим в растворе охлаждающей жидкости для предотвращения коррозии, кавитации и препятствования отложениям. Водно-гликолевая основа охлаждающей жидкости способствует образованию ржавчины металлических компонентов системы охлаждения, а присадки нейтрализуют агрессивное коррозионное действие ОЖ.
Типы присадок
Присадки делятся на органические (карбоксилатные, OAT) и неорганические (IAT).

У каждой составляющей пакета присадок есть как плюсы, так и минусы. Поговорим об этом подробнее, рассмотрев оба типа присадок.
Неорганические присадки
Неорганические (минеральные) присадки – это соли неорганических кислот: нитриты, силикаты, молибдаты и т.д. Классическим примером такой жидкости является отечественный ТОСОЛ.
Минеральные присадки покрывают всю систему охлаждения защитной пленкой, защищая металл от коррозионно активной жидкости.
Из-за этой пленки ухудшается теплоотдача: рабочая жидкость хуже принимает тепло в зонах нагрева и хуже отдает тепло в радиаторе. Из-за создания слоя большой площади присадки быстро истощаются. Также со временем защитный слой распадается на абразивные частицы и выпадает в осадок, увеличивая вязкость жидкости и затрудняя циркуляцию и способствует кавитации. Обычно уже через 1–2 года или 40–80 тыс. км эксплуатации необходима замена неорганической охлаждающей жидкости.
Однако у традиционных присадок есть свои плюсы: силикаты лучше остальных ингибиторов коррозии защищают алюминий, только нитриты и молибдаты гарантированно защищают от кавитации крыльчатку помпы и мокрую гильзу в тяжело нагруженных двигателях. Поэтому антифризы на основе силикатов и (или) нитритов, молибдатов по-прежнему рекомендованы для некоторых видов техники.
Подробнее о плюсах и минусах неорганических присадок антифризов в таблице:
Минеральные присадки | Плюсы | Минусы |
Фосфаты (P) | + Защита стали и алюминия от коррозии+ Защита от кавитации+ Буфер pH | — Осадок в жесткой воде- Плохая устойчивость- Быстрое истощение |
Силикаты (Si) | + Лучшая защита алюминия от коррозии+ Ингибитор накипи+ Быстро создают защитный слой+ Буфер pH | — Образование гелей- Абразивны- Быстрое истощение |
Нитриты (N) | + Лучшая защита от кавитации+ Защита от коррозии | — Токсичны- Быстрое истощение |
Бораты (B) | + Ингибитор накипи | — Токсичны |
Молибдаты (Mo) | + Защита от кавитации+ Защита стали, алюминия, меди от коррозии |
Органические присадки
Органические присадки – это соли карбоновых кислот (карбоксилаты). Антифризы на основе органических присадок также маркируются как OAT (Organic Acid Technology).
Карбоксилатные присадки точечно воздействуют на очаги коррозии, в отличие от неорганических присадок. Также органические присадки не образуют осадка. А главное преимущество OAT – это увеличенный срок службы. Из-за экономии активных компонентов срок службы антифриза составляет 5 лет и более / 250 тыс. км и более.
Плюсы OAT:
- Обладают всеми свойствами минеральных присадок в плане защиты от коррозии, кавитации и пенообразования.
- Медленно истощаются и служат в 3–5 раз дольше.
- Отлично защищают сталь, чугун, алюминий под воздействием повышенных температур.
- В отличие от неорганических присадок не образуют пленки на металлических поверхностях и находятся в системе во взвешенном состоянии, активируя защитные свойства при возникновении очага коррозии. Такое «умное» действие не только увеличивает срок службы антифриза, но и улучшает теплообмен двигателя.
Минусы OAT:
- Медленно образуют защитный слой.
- Менее устойчивы к кавитации.
- Некоторые соли агрессивны к силиконовым прокладкам (однако современные составы ОАТ-антифризов без 2-ЕН лишены этого недостатка).
Производители техники пришли к использованию 100% OAT-антифризов. Но, поскольку, неорганические присадки в чем-то хороши, появились и довольно быстро получили распространение гибридные и лобридные составы антифризов.
В зависимости от входящих присадок в ОЖ, антифризы и называются соответственно: OAT, IAT, HOAT, Si-OAT и т.д. Подробнее о разных типах антифризов.
Помните, что антифриз выбирается не по цвета, концентрации или названию (типа G12, G11), а по составу, рекомендованному OEM.
Эксперты OTS с радостью разберут для вас любую тему, читайте наш блог и будьте внимательны на дорогах!
Авторы: Антон Севанькаев, Никита Дубровин.