Утечка антифриза: причины, симптомы и методы устранения

Многие водители сталкиваются с утечкой антифриза. Это серьезная проблема, потому что ОЖ играет ключевую роль в поддержании нормальной температуры двигателя. Если вовремя не заметить и не устранить утечку, это может привести к дорогостоящему ремонту и даже выходу двигателя из строя.

Поможем разобраться, как это предотвратить.

Нормальным испарением антифриза является незначительное количество — до 200мл и доливать его приходится раз в год. Если приходится подливать антифриз чаще, то, конечно, необходимо искать причину утечки.

Проблемы, связанные с утечкой антифриза:

  • перегрев двигателя;
  • повреждение прокладки ГБЦ;
  • разрушение системы охлаждения;
  • коррозия и отложения в системе;
  • проблемы с отоплением салона;
  • опасность для окружающей среды и животных.

Признаки, причины и методы обнаружения утечки антифриза

Давайте взглянем на признаки утечки антифриза.

  • Визуальные симптомы. Лужа охлаждающей жидкости под вашим авто сигнализирует о проблеме.
  • Повышение температуры двигателя. Максимальная температура двигателя легкового автомобиля — 110°C.
  • Запах антифриза в салоне. Это является признаком повреждения радиатора печки.
  • Запотевание стекол. Характерно для утечки антифриза через печку.
  • Уровень ОЖ постоянно падает. Тут обойдемся без объяснений.

Утечка антифриза может происходить по многим причинам.

Это может быть повреждение и растрескивание патрубков системы охлаждения — визуальный осмотр поможет выявить неисправность.

Повреждение радиатора печки. В следствие чего в салон может попадать белый пар.

Неплотно закрученная крышка расширительного бачка или трещина на корпусе.

Потеря эластичности сальников и уплотнительных прокладок.

Признаками утечки охлаждающей жидкости в головке блока цилиндра, является появление эмульсии на крышке расширительного бачка и уменьшение в нем антифриза. Достаточно часто, причиной этому является не плотное закручивание пробок водяной рубашки, которые находятся под клапанной крышкой. Утечка антифриза здесь не велика, но со временем могут возникнуть большие потери. Плохо закрученные пробки легко проворачиваются для этого не требуется никаких усилий.

Неисправный термостат. Нарушение температурного режима в системе охлаждения двигателя.

Неисправность двигателя является самой серьезной неисправностью, утечка антифриза характеризуется появлением белой массы в маслоналивной горловине. Трещины в блоке цилиндров и ГБЦ приводят к смешиванию моторного масла и охлаждающей жидкости.

Для выявления микротрещин можно воспользоваться ультрафиолетовым красителем.

Использование ультрафиолетового красителя для обнаружения утечки ОЖ

Этот метод часто используется в автосервисах, но его также можно применить самостоятельно при наличии необходимого оборудования, а именно: ультрафиолетового красителя и UV-лампы.

Поэтапно, как происходит проверка:

Добавление красителя в систему охлаждения
В систему заливается специальный флуоресцентный краситель, совместимый с антифризом. Он не влияет на свойства охлаждающей жидкости и безопасен для системы.

Запуск двигателя
Автомобиль оставляют работать на холостом ходу 10–15 минут, чтобы краситель равномерно распределился по всей системе охлаждения.


Осмотр с помощью UV-лампы
После работы двигателя место возможной утечки проверяют ультрафиолетовой лампой (например, синим или фиолетовым светом). В местах, где антифриз вытекает, краситель начинает ярко светиться, обычно зеленым или желтым цветом.


Определение и устранение утечки
Как только место протечки обнаружено, можно определить, нужна ли замена патрубков, радиатора или других элементов системы.

Преимущества UV-диагностики:

  • позволяет найти утечки, которые невозможно увидеть обычным способом;
  • быстрое и точное выявление проблемы;
  • краситель не портит систему охлаждения и не оставляет вредных отложений;
  • подходит для поиска микротрещин и утечек, которые не оставляют явных следов.

Устранение неисправностей, связанных с утечкой антифриза

Неплотно закрученные пробки легко затянуть, применив шестигранник на 12 мм.
Для этого понадобится снять крышку клапана и две заглушки, их легко найти — они сразу бросаются в глаза. Заглушки как раз под внутренний шестигранник на 12 мм. Вся работа займет не более часа. После всей этой операции следует заменить масло, так как оно теперь имеет включения антифриза. Вода испарилась и вышла в выхлоп.

Поврежденные патрубки системы охлаждения необходимо заменить.
Не стоит пытаться чинить такую неисправность.

Уплотнительные прокладки и сальник, потерявшие эластичность, также требуют замены.

Поврежденный радиатор, крышка расширительного бачка и сам бачок, подлежат замене.
Затягивать с устранением таких неисправностей нельзя.

При неисправности двигателя (обнаружении белой массы в маслоналивной горловине) придется заняться капитальным ремонтом.
С неисправностями двигателя следует обратиться в сервисный центр и чем раньше, тем лучше, иначе последствия будут серьезнее и дороже.

Бонус: что делать в дороге, если утечка антифриза серьезная и нет возможности устранить неисправность

Если течь сильная, а ехать надо, то это возможно, но придется постоянно подливать дистиллированную воду. В таком состоянии можно протянуть, постоянно останавливаясь на доливку. Зимой это тоже возможно, только по приезду в пункт назначения следует обновить антифриз полностью — температура замерзания вашей ОЖ снизится из-за большого содержания воды и низкого содержания моноэтиленгликоля.

С пустым бачком тоже можно немного поездить, но ситуация сильно усложняется. Авто постоянно следует останавливать для охлаждения, сигналом для остановки будут показатели температуры датчика ОЖ. Максимальной температурой для нормальной езды является 110 градусов. Если температура выше, следует остановиться и дать системе охладиться. 

Напоминаем, что качественная охлаждающая жидкость продлевает срок службы крыльчатки и патрубков и снижает воздействие кавитации и коррозии.

Но система охлаждения подвергается механическим воздействиям и высоким температурам, потому, чтобы не допустить серьезных проблем, рекомендуем регулярно проводить обслуживание системы охлаждения.