Обслуживание системы охлаждения

Распространенные неисправности в системе охлаждения
Негерметичность системы
Воздух в системе
Некачественный антифриз
Приборы для проверки охлаждающей жидкости
Ареометр
Рефрактометр
Тест-полоски для антифриза

Необходимость обслуживания системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя поддерживает оптимальную температуру двигателя внутреннего сгорания (ДВС). За поддержание рабочей температуры двигателя отвечает антифриз.

При некорректной работе системы охлаждения двигателя возникают поломки, которые приводят к закипанию антифриза и выходу из строя компонентов авто.

Регулярная замена охлаждающей жидкости, отсутствие подтеков антифриза, корректная работа термостата, водяного насоса и других компонентов системы охлаждения – залог поддержания рабочей температуры двигателя.

Под «рабочей температурой двигателя» подразумевается температурный режим системы охлаждения. Нормой считается температура 85–105 °С (более точно смотрите в документации к вашему ДВС).

Распространенные неисправности в системе охлаждения

При обслуживании системы охлаждения, если обнаружены неисправности, требуется срочное устранение, напомним: проблемы в системе охлаждения приводят к серьезным последствиям.

Самые распространенные неисправности:

  • недостаточное количество охлаждающей жидкости;
  • негерметичность системы;
  • сломанная помпа;
  • нерабочий вентилятор;
  • сломанный термостат;
  • загрязненный радиатор;
  • воздух в системе охлаждения;
  • некачественный антифриз.

Негерметичность системы

Подтекание антифриза возможно по ряду причин:

  • износ комплектующих;
  • неплотная фиксация патрубков;
  • механические повреждения компонентов;

Протечка ОЖ может образоваться в различных местах

Помпа. Подтеки из-за потери эластичности сальника и уплотнительной прокладки.

Расширительный бачок. Утечка может происходить через трещины в корпусе или неплотно закрученную крышку.

Радиатор. Микротрещины могут появляться из-за постоянных перепадов температуры. Также радиатор больше других компонентов системы охлаждения подвержен механическим повреждениям при движении авто. Через микроскопические трещины происходит утечка охлаждающей жидкости.

Патрубки. В местах соединений дают течь при непрочном соединении. Также образуются микротрещины и трещины из-за высокой температуры.

Теплообменник отопителя салона. Нарушение герметичности в местах соединения патрубков.

Если обнаружено падение уровня антифриза, необходимо незамедлительно сделать осмотр контура охлаждения и выявить причину. При невозможности определения причины или трудности устранения – обратиться в сервисный центр.

Проверку системы охлаждения проводить на холодном двигателе: от горячих деталей и антифриза можно получить ожоги.

Воздух в системе

Воздух в систему охлаждения попадает при разгерметизации. Причины разгерметизации могут быть разными, но важно одно – все они требуют немедленного устранения.

Признаки наличия воздуха в системе:

  • очень быстрый нагрев двигателя;
  • подтеки под автомобилем;
  • густой белый дым белого цвета из выхлопной трубы;
  • из отопителя поступает прохладный воздух, вместо горячего;
  • недостаточный уровень ОЖ в системе.

Некачественный антифриз

Качественный антифриз — это водный раствор моноэтиленгликоля  с  пакетом специально подобранных присадок.

Некачественные охлаждающие жидкости могут быть изготовлены на основе восстановленного (переработанного) этиленгликоля, глицерина и метанола. Также некачественные антифризы могут содержать низкокачественные присадки или их недостаточное количество для защиты системы охлаждения от коррозии и кавитации. 

Некачественные антифризы на основе глицерина и метанола закипают в системе при достижении рабочей температуры, выделяют токсичные пары, коррозионно-активны и легко воспламеняются.

Факторы, указывающие на необходимость замены охлаждающей жидкости:

  • увеличение потребление топлива;
  • снижение мощности мотора;
  • повышение температуры двигателя;
  • изменение цвета жидкости;
  • испарение антифриза;
  • выпадение осадка и (или) помутнение.

Приборы для проверки охлаждающей жидкости

В специализированных магазинах и на заправках встречаются приспособления для проверки антифризов.

Провести точный анализ своими силами не получится, для этого нужны лабораторные условия и приборы. Однако приблизительные данные можно получить, воспользовавшись инструментами, о которых поговорим ниже.

Ареометр, рефрактометр и тест-полоски для проверки антифриза: назначение и применение

Показатель преломления и плотность — это два  показателя, по которым с достаточной точностью определяют концентрацию гликоля в антифризе (соотношение воды и гликоля). От концентрации гликоля зависит поведение антифриза при низких и повышенных температурах. Подробнее об этом читайте в нашей статье про температуру кипения антифриза.

Также не стоит забывать об уровне водородного показателя (pH) – для антифризов рН должен находиться  в интервале 7,5-11,0. Кислая среда  (рн менее 7,0) или сильнощелочная среда (рН более 11,0) способствуют  увеличению скорости коррозии металлических компонентов системы  и разрушению неметаллических частей.

Ареометр

Ареометр (денсиметр) – прибор для измерения плотности жидкости. Применение не требует предварительного определения массы и объема жидкости.

Распространенный тип ареометров – поплавковые. Принцип действия: поплавок опускают в жидкость, и, когда он фиксируется на определенном уровне, снимают показания по шкале плотности. Плотность антифриза, как и любой другой жидкости, зависит от температуры, поэтому перед измерением следует довести температуру антифриза до стандартной  (20 °C) или до температуры , указанной в паспорте на продукт. Таким образом, для точного измерения плотности необходимо дополнительно иметь термометр.

Ареометры также имеют шкалу температуры замерзания. Погрешность проверки низкотемпературных свойств жидкости таким образом – в пределах 5–10 °C.

Стандартные ареометры для антифризов определяют температуру начала кристаллизации от −5 до −45 °С: жидкости, предназначенные для более холодных условий, проверить не получится.

 Ареометры, представленные на рынке,  откалиброваны для  традиционных этиленгликолевых антифризов с минеральным пакетом присадок (например, для классического ТОСОЛа). Современные составы антифризов с карбоксилатными присадками сильно отличаются от ТОСОЛа по плотности и  водородному показателю (pH), также отличаются по плотности и пропиленгликолевые антифризы, поэтому для подобных продуктов вышеназванные ареометры не подходят, плотность таких антифризов можно измерить, например, ареометром  общего назначения (АОН) с соответствующим диапазоном шкалы.

Обратитесь к Вашему поставщику охлаждающей жидкости, чтобы получить рекомендации по приобретению ареометра, подходящего для Вашего типа жидкости.

Рефрактометр

Рефрактометр – прибор, измеряющий показатель преломления света в среде (жидкости). В нашем случае мы рассматриваем рефрактометр для антифризов, с помощью которого определяется концентрация гликоля в охлаждающей жидкости, на основе чего можно сделать вывод о низкотемпературных свойствах жидкости.

Ручной рефрактометр подходит для полевых измерений: для тестирования хватит двух капель рабочей жидкости, а результат можно получить в течение минуты. Этого вполне достаточно для того, чтобы оценить приблизительную температуру замерзания и, при необходимости, скорректировать ее, добавив в расширительный бачок концентрат антифриза или дистиллированную воду.

Погрешность измерения низкотемпературных свойств таким прибором – до 5 °C. Для точных измерений необходимы лабораторные испытания.

Как и в случае с ареометрами, ручные рефрактометры калибруются под определенный тип жидкости: чтобы получить более точные данные, необходимо использовать фирменные приборы от производителя антифриза.

Не стоит забывать, что проверка охлаждающей жидкости рефрактометром или ареометром помогает получить ориентировочные значения температуры начала кристаллизации антифриза. Точное измерение возможно только в лабораторных условиях на специальном оборудовании  (методы основаны на постепенном охлаждении образца).

Тест-полоски для антифриза

Тест-полоски (лакмусовая бумага) определяют кислотно-щелочной баланс охлаждающей жидкости.

Для определения кислотно-щелочного баланса антифриза необходимо:

  • оторвать одну тест-полоску;
  • поместить в антифриз на 2–3 секунды;
  • вытащить полоску и подождать 20–30 секунд;
  • сравнить цвет полоски с цветовой шкалой на упаковке.

Антифриз с пробегом сохраняет высокотемпературные и низкотемпературные свойства, но при этом может стать коррозионно активным, если его кислотно-щелочной баланс изменился. В таблице ниже приведем зависимость качества антифриза от уровня кислотности среды.

Таблица уровня pH для антифризов

Уровень pHКачество охлаждающей жидкости
Выше 11Повышенный уровень pH. Антифриз разъедает цветные металлы, такие как медь и алюминий 
7,5–11Новый антифриз
6–7,5Поработавший, но еще не разрушающий двигатель антифриз
Ниже 6Агрессивная среда для металла. Срочная замена охлаждающей жидкости

Значения уровня pH антифриза смотрите в паспорте безопасности на ваш антифриз. В зависимости от технологии и формулы присадок, значения могут меняться.

Также для измерения уровня кислотности используют электронные pH-метры.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО)

Критические неисправности автомобиля появляются из-за нерегулярного ТО и не устранения мелких неполадок.

Что касается системы охлаждения двигателя, непосредственно перед каждой поездкой важно:

  • убедиться в отсутствии подтеков под авто;
  • проверить уровень охлаждающей и других жидкостей;
  • визуально проверить состояние и натяжение приводных ремней;
  • проверить плотность соединений;
  • проверить температуру “прогретого” двигателя.

Позаботьтесь о системе охлаждения, и она позаботится о Вашем двигателе.

Авторы: Антон Севанькаев, Никита Дубровин.