Какой антифриз выбрать: дешевый или дорогой

Состав качественного антифриза, вне зависимости от бренда – это вода, этиленгликоль и присадки. Как выбрать антифриз, не переплатив за бренд и красивую упаковку?

Мы не сильны в очень дешевых антифризах, но знаем, чем отличаются антифризы на молекулярном уровне и поможем вам разобраться, от чего зависит цена.

В этой статье мы обойдемся без составления «топов», потому что любой список «лучших антифризов» — это маркетинг. Цель данной статьи — научиться самостоятельно выбирать антифриз в зависимости от свойств, заявленных производителем.

Начнем по порядку: состав антифриза.

ВОДА

Существуют стандарты качества воды, такие как ГОСТ 6709-72 и ASTM D1193 Type III, которые устанавливают требования к воде. Вода для разбавления концентрата антифриза должна быть свободна от минеральных солей и различных примесей. Для разведения концентрата антифриза рекомендуется использовать только очищенную или деионизированную воду. Разбавляя концентрат жесткой водой, есть риски, что при нагреве охлаждающей жидкости до рабочих температур образуются накипь и налет на металлических компонентах системы.

В состав качественного антифриза входит дистиллированная вода, выдерживающая требования стандартов для высокоочищенной (медицинской) воды.

Методы очистки воды

Дистилляция (выпаривание) — самый популярный способ очистки воды. Однако важно понимать, что дистиллированная вода не всегда равна очищенной: сам процесс выпаривания может не обеспечить должный уровень чистоты.

Кроме дистилляции существуют и другие методы, такие как обратный осмос, механическая фильтрация и ионный обмен. На современных предприятиях часто применяют многоступенчатую систему очистки, комбинируя сразу несколько методов для достижения лучшего качества воды.

Если говорить о стоимости на примере питьевой воды, то продукция известных производителей обычно дороже. Это не означает, что местные производители делают хуже, возможно даже наоборот. Однако, выбирая известную марку, мы платим за стабильность качества — вне зависимости от места покупки вода будет соответствовать высоким стандартам.

В результате, чем выше степень очистки воды — тем дороже антифриз либо дистиллированная вода для разбавления антифриза.

ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ

90% антифризов изготовлены на основе моноэтиленгликоля (МЭГ). При разведении водой в правильных пропорциях МЭГ защищает двигатель от избыточного нагрева и охлаждения. 

Что не так с некачественным антифризом?

  • неправильная концентрация МЭГ;
  • переработанный этиленгликоль;
  • Метанол и глицерин вместо МЭГ.

Неправильная концентрация антифриза

Обратите внимание на проверенных производителей, которые используют промышленные дозаторы для приготовления антифриза. Это гарантирует точные пропорции и качество продукта. Если вы собираетесь разбавлять концентрат водой самостоятельно, будьте внимательны и следуйте рекомендациям. Неправильные пропорции этиленгликоля могут привести к снижению морозостойкости антифриза.

Важно помнить, что температурная зависимость состава нелинейна: больше этиленгликоля – не лучше. Слишком высокая концентрация гликоля может обернуться проблемами с эффективностью защитных присадок и ухудшить работу водяного насоса.

Читайте в нашей статье про температуру замерзания подробнее о принципах разбавления антифриза

Переработанный этиленгликоль

В ходе эксплуатации антифриз наполняется различными примесями: абразивные частицы, деградированные присадки, продукты разложения. В случае неисправностей, также в антифриз может попадать масло. Современные технологии пока не позволяют полностью устранить все эти загрязнения при переработке использованного антифриза (то есть при переработке МЭГ).

Полностью восстановить этиленгликоль до состояния нового сырья невозможно, поэтому антифризы, изготовленные из переработанного гликоля, неизбежно будут содержать посторонние примеси. Это можно заметить даже по цвету: переработанный продукт обычно отличается от нового.

Сложно предсказать срок службы антифриза на основе восстановленного этиленгликоля, так как неизвестно, какие примеси он содержал изначально и в каком количестве. Однако мы не отвергаем эту перспективную технологию. В дальнейшем переработка может стать более эффективной, и на её основе начнут выпускать доступные и качественные продукты.

Рекомендуем сдавать отработанный антифриз в специализированные пункты приема или на предприятия по переработке. Хотя восстановленный этиленгликоль не подходит для сложных систем, он может быть хорошим решением для простых промышленных систем охлаждения и обогрева, где важен недорогой и эффективный теплоноситель.

Мы не советуем применять дешевые теплоносители, изготовленные на основе переработанного этиленгликоля, в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания. В таких системах охлаждающая жидкость отводит тепло от сильно нагретых поверхностей и проходит через узкие каналы из алюминия и других чувствительных сплавов. Использование переработанного этиленгликоля в этом случае рискованно, поскольку его качество и чистота могут быть недостаточными для эффективной защиты двигателя.

Остерегайтесь антифризов с подозрительно низкой ценой — возможно, производитель сэкономил на сырье и использовал переработанный этиленгликоль. Это может привести к снижению эффективности охлаждения и преждевременному износу системы. Качественный антифриз не содержит переработанный этиленгликоль.

Метанол и глицерин вместо этиленгликоля

Метиловый спирт и глицерин вместо этиленгликоля — это еще одна технология, направленная на создание максимально дешевой, некачественной охлаждающей жидкости. В отличие от гликолевых охлаждающих жидкостей, для которых разработаны международные стандарты, методики испытаний и классификации, у метанола и глицерина таких стандартов нет. Использование метилового спирта в автокосметике запрещено согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 11.07.2007 N 47. Попытка сэкономить на основе антифриза может сопровождаться экономией и на других компонентах — воде и присадках, что снижает качество продукта.

«Неправильные» охлаждающие жидкости опасны для техники и для здоровья человека. При испарении глицерина выделяется токсичное вещество, раздражающее слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Метанол, смертельно опасный при попадании внутрь, также представляет серьезную угрозу из-за своей горючести: пары метанола могут легко воспламениться при контакте с открытым огнем, что создает риск возгорания при ремонте автомобиля или даже при случайном попадании искры от сигареты.

Главная техническая проблема антифризов на основе метанола и глицерина — низкая температура кипения, часто ниже 100 °C. В обычных условиях движения при постоянном потоке воздуха двигатель может быть достаточно охлажден, но в тяжелых условиях, таких как пробки или при работе тяжело нагруженных двигателей, метанольная охлаждающая жидкость быстро закипает. Это вызывает кавитацию и разрушение компонентов системы охлаждения. Кроме того, такие жидкости будут быстро испаряться, что потребует постоянного долива.

Чтобы избежать проблем, внимательно изучайте состав антифриза и читайте отзывы об антифризе. Доверяйте только проверенным производителям. В состав качественного антифриза не входит метанол и глицерин. Если вы заказываете партию антифриза с подозрительно низкой ценой для предприятия, отправьте пробы на химический анализ в лабораторию, чтобы разложить химический состав.

ПРИСАДКИ

Водно-гликолевый раствор (ВГР) без присадок – только основа для антифризов и теплоносителей. Задачи автомобильного антифриза гораздо сложнее, чем просто защита от замерзания. В условиях эксплуатации, где охлаждающая жидкость подвергается воздействию высоких температур и агрессивной среды, присадки играют ключевую роль. Они выполняют сразу несколько важных функций: предотвращают коррозию и ржавчину, защищают от кавитации, минимизируют риск протечек и устраняют другие возможные проблемы, которые могут возникнуть в системе охлаждения при экстремальных нагрузках. Без них антифриз быстро потеряет свои защитные свойства, что приведет к поломке компонентов системы охлаждения. В качественном антифризе содержится пакет специально подобранных присадок.

Подробнее про присадки антифризов.

Часто задаваемые вопросы о присадках в антифризе

Зависит ли стоимость антифриза от количества присадок?
Стоимость антифриза зависит не от количества, а от качества используемых присадок. В недорогих силикатных антифризах удельный вес присадок может быть выше, чем в карбоксилатных (ОАТ) антифризах. Например, в ТОСОЛе количество присадок больше, чем в современных брендированных антифризах с пометкой OAT, но цена ТОСОЛа значительно ниже.

Это объясняется сложностью синтеза современных присадок и инновационными технологиями производителей, которые часто являются коммерческой тайной и увеличивают стоимость продукта.

Чем отличаются присадки в современных антифризах?
В ОАТ-антифризах (карбоксилатных) используются «умные» присадки, которые работают иначе, чем в традиционных силикатных антифризах, таких как ТОСОЛ. Присадки в ТОСОЛе образуют защитную пленку, покрывающую все поверхности охлаждающей системы. В отличие от них, присадки в ОАТ-антифризах находятся в системе во взвешенном состоянии и активируются только в местах, где возникает коррозия. Это избирательное «лечение» повреждений позволяет снизить общее количество присадок, но при этом продлить срок службы антифриза.

В чем преимущество ОАТ-присадок?
Благодаря отсутствию защитной пленки на стенках системы, улучшается теплообмен, что повышает эффективность охлаждения двигателя. Современные ОАТ-присадки также обладают более длительным сроком службы, поэтому такие антифризы требуют замены реже, чем традиционные силикатные.

Таким образом, выбор современных качественных антифризов с присадками обеспечивает более эффективную защиту двигателя и его компонентов и снижает риск поломок.

На картинках выше схематично изображена работа органических и неорганических присадок.

Так какой антифриз выбрать: подороже или подешевле?

Мы всегда отвечаем однозначно: выбирайте антифриз, рекомендованный производителем транспортного средства.

Производитель автомобиля учитывает все нюансы при выборе материалов для системы охлаждения. Все компоненты авто спроектированы с учетом взаимодействия с определенными видами охлаждающей жидкости. На основании этих данных автопроизводители (OEM) могут рекомендовать разные типы антифризов, например, содержащие нитриты, фосфаты или, наоборот, не содержащие нитритов и силикатов. Это сделано для оптимальной защиты двигателя в условиях, характерных для конкретной модели автомобиля.

Почему важно следовать рекомендациям производителя?

Если в инструкции к автомобилю указано, что можно использовать любой антифриз, соответствующий современным требованиям, значит у вас есть выбор из широкого ассортимента. Важно лишь следить за качеством и выбирать проверенные бренды. Однако если производитель предоставляет более конкретные рекомендации по типу антифриза, или рекомендует конкретную марку, то лучше следовать рекомендациям или выбрать аналог для этой марки антифриза, чтобы избежать проблем в будущем.

Как выбрать подходящий антифриз?

Если в документации к автомобилю нет четких указаний, обратите внимание на допуски, указанные на этикетке антифриза. Обычно производители охлаждающих жидкостей указывают, для каких марок и моделей их продукт подходит. Правильный подбор состава присадок влияет на долговечность и эффективность антифриза.

Срок службы и экономическая целесообразность
Традиционный антифриз (например, ТОСОЛ) рассчитан на 2 года эксплуатации. Современные антифризы, особенно карбоксилатные (ОАТ), могут работать 5, 8 и даже 10 лет без потери своих свойств. При выборе антифриза для современного автомобиля с большими пробегами стоит рассмотреть возможность использования антифризов класса ОАТ, несмотря на их более высокую цену.

Стоимость даже самой дорогой охлаждающей жидкости несравнимо ниже затрат на ремонт системы охлаждения. Выбор качественного антифриза позволит продлить срок службы вашего автомобиля и избежать дорогостоящих ремонтов.

3 КРИТЕРИЯ ВЫБОРА КАЧЕСТВЕННОГО АНТИФРИЗА

Итак, правильный антифриз должен соответствовать следующим критериям:

  1. Непереработанный этиленгликоль — базовый компонент, обеспечивающий морозостойкость и стабильность состава.
  2. Дистиллированная вода в нужной концентрации — минимизирует образование осадков и увеличивает эффективность теплообмена.
  3. Качественные присадки — защищают систему от коррозии, кавитации, протечек и прочих проблем.

Под брендом OTS мы производим только высококачественные охлаждающие жидкости, произведенные на основе высокоочищенной воды, моноэтиленгликоля и современных пакетов присадок. Такие антифризы не являются самыми дешевыми, однако обладают конкурентной ценой по сравнению с импортными антифризами, потому что мы стали первой компанией в России, локализовавшей производство современных органических присадок для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Мы не продаём псевдо-универсальные массовые продукты, а предлагаем точечный выбор антифриза для конкретной машины. Наши антифризы полностью соответствует оригинальным по цвету, технологии производства и сроку службы.

Бонус. Как выбрать антифриз по стандарту ASTM

Как выбрать марку и тип антифриза?

Наша статья носит обучающий характер, а не рекламный, без советов конкретных брендов. Мы рекомендуем ориентироваться на данные эксплуатационных испытаний и допуски, а не на купленные отзывы в интернете. Если у вас есть сомнения в качестве используемого антифриза, вы можете прислать нам результаты анализа проб, и мы бесплатно проконсультируем вас по свойствам и качеству вашего антифриза.

Что касается нашего производства, мы всегда руководствовались стандартами ASTM, по которым проводим как предсерийный анализ новой марки антифриза, так и анализ каждой партии товарного антифриза.

Виды антифризов и стандарты качества

Хотя на рынке существует множество торговых марок, в реальности типов антифризов не так уж много. Все они регламентированы стандартами и допусками производителей оригинального оборудования (OEM). Эти стандарты подтверждают, что продукт изготовлен из качественного сырья и прошел необходимые эксплуатационные испытания.

ASTM — ключевые стандарты в производстве антифризов

ASTM — это международная организация по стандартизации, чьи спецификации считаются одними из самых авторитетных в области охлаждающих жидкостей. Эти стандарты определяют требования к составу антифриза и перечень тестов, которые он должен успешно пройти, чтобы обеспечить высокое качество и надежность.

Вот три основных стандарта ASTM, на которые стоит обратить внимание при выборе автомобильного антифриза:

  1. ASTM D3306
    Это базовый стандарт для охлаждающих жидкостей, применяемых в легковых автомобилях и легких грузовиках. Он охватывает антифризы на основе этиленгликоля и пропиленгликоля, регламентируя требования к коррозионной стойкости и стабильности при высоких температурах.
  2. ASTM D4985
    Этот стандарт предназначен для охлаждающих жидкостей, используемых в тяжелых грузовиках и коммерческом транспорте. Он предъявляет более строгие требования к антикоррозионным свойствам, учитывая особенности эксплуатации в тяжелых условиях и высокие нагрузки на двигатель.
  3. ASTM D6210 (Fully Formulated Coolant, FFC)
    Стандарт ASTM D6210 регламентирует эксплуатационные характеристики антифризов, предназначенных для тяжело нагруженных дизельных двигателей, которые работают в суровых условиях. Эти охлаждающие жидкости должны обеспечивать улучшенную защиту от коррозии и кавитации, а также высокую устойчивость к термическим нагрузкам.

Полный список стандартов

Выбирая антифриз, прошедший эти испытания, вы сможете выбрать качественный антифриз, который обеспечит надежную защиту и долгий срок службы вашей системы охлаждения.

Антифриз может различаться по цене и технологичности, но главное — это его качество и совместимость с вашим оборудованием. Основной показатель надежности антифриза — использование качественного сырья и соответствие строгим стандартам, таким как спецификации ASTM.

Авторы: Антон Севанькаев, Никита Дубровин.