Температура кипения антифриза
- Система охлаждения
- Немного об охлаждающей жидкости
- Некачественный антифриз
- Признаки закипания охлаждающей жидкости
- Последствия перегрева двигателя
- Профилактика
- Автомобиль перегрелся: действия
Ваша система охлаждения — ключевой элемент, обеспечивающий надежную работу двигателя внутреннего сгорания. Одним из важных аспектов ее функционирования является температура кипения антифриза. Понимание этого параметра поможет вам избежать перегрева и серьезных повреждений двигателя. В этой статье мы подробно разберем факторы, влияющие на температуру кипения антифриза, его качество и рекомендации по поддержанию системы охлаждения в исправном состоянии.
Распространенные причины перегрева двигателя
Наиболее частыми причинами перегрева двигателя являются неисправности в системе охлаждения. К самым распространенным относятся:
- некачественный антифриз, или его недостаточное количество;
- поломка термостата;
- разгерметизация контура охлаждения;
- загрязнение радиатора;
- недостаточный обдув воздухом.
Подробнее про причины перегрева двигателя
Очень часто причиной утечки охлаждающей жидкости становится потеря эластичности патрубков, вследствие чего появляется большое количество микротрещин. Это опасно тем, что в любой момент может произойти разрыв патрубка. В целях профилактики, желательно каждые пять лет менять все патрубки и фиксирующие их хомуты. Но это относится к владельцам отечественных автомобилей. Для зарубежных моделей срок эксплуатации можно увеличить до десяти лет.
Утечка автомобильного антифриза возможна и по причине неисправности радиатора. Чаще всего, причина заключается в пришедших в негодность сотах данного узла. В этом случае их пропаивают или меняют. Кроме того, у некоторых автомобилей радиаторы укомплектованы пластиковыми бачками, которые со временем могут лопаться. Что касается алюминиевых радиаторов, то для них свойственно поддаваться воздействию соли, которой зимой посыпают дороги. Ремонт в данном случае малоэффективный, так как это краткосрочное решение проблемы.
Но чаще всего, проблемы утечки охлаждающей жидкости связаны с водяным насосом. Как правило, это течь через сальник. Если же изношен подшипник насоса, то неисправность можно определить по характерному звуку. Такая проблема может повлечь за собой поломку всего узла. При этом следует учитывать, что во многих автомобилях, в качестве смазки подшипника помпы, используется антифриз, поэтому он всегда должен быть качественным и чистым.
Следует также отметить, что утечка автомобильного антифриза, очень часто происходит по вине электропривода вентилятора или поломки муфты. В первом случае виной может быть неисправный датчик включения вентилятора или плохой контакт разъемов. Что касается неисправной муфты, то ее просто нужно заменить.
Поломки в системе охлаждения приводят к закипанию антифриза и выводу из строя компонентов авто.
Система охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя поддерживает оптимальную температуру двигателя внутреннего сгорания (ДВС). За поддержание рабочей температуры двигателя отвечает охлаждающая жидкость (антифриз).
Помимо основной функции, система охлаждения выполняет еще ряд функций:
- охлаждение газов в системе рециркуляции отработавших газов;
- охлаждение масла в системе смазки.
Под «рабочей температурой двигателя» подразумевается температурный режим системы охлаждения. Нормой считается температура 85–105 °С (более точно смотрите в спецификации к вашему двигателю).
Антифриз как жидкость, защищающая от закипания двигателя
Охлаждающая жидкость или антифриз — жидкость, которая играет роль теплоносителя в системе охлаждения.
Состав ОЖ:
- 90% основа из гликоля,
- 5-7% пакет присадок,
- 3-5% дистиллированная вода,
- краситель.
Гликоль
В большинстве антифризов используется моноэтиленгликоль, реже — пропиленгликоль.
Моноэтиленгликоль (или МЭГ) – высокая токсичность, ядовит при проглатывании. Лучшая теплопередача, благодаря более низкой вязкости.
Пропиленгликоль – не ядовит, имеет более высокую удельную теплоемкость. Имеет плотность выше, чем у МЭГ.
Влияние концентрации гликоля на температуру закипания антифриза
Концентрат охлаждающей жидкости выдерживает очень высокие температуры – до 200 градусов по Цельсию. Но его необходимо разбавлять – температура кристаллизации гликоля: –13 °С.
Подробнее о разбавлении концентрата антифриза.
Уменьшение доли концентрата антифриза в растворе ведет к снижению максимальной температуры кипения.

Некачественный антифриз как причина перегрева двигателя
Некачественный антифриз может закипеть в системе при достижении рабочей температуры, что приведет к поломке двигателя.
Качественный антифриз — это раствор моноэтиленгликоля с водой. Некачественные охлаждающие жидкости на основе восстановленного (переработанного) этиленгликоля, глицерина или метанола представляют опасность:
- более низкие максимальные температуры;
- выделяют токсичные пары;
- легко воспламеняются;
- разрушают пластиковые и фторэластомерные детали;
- содержат сомнительные присадки (или не содержат присадок вовсе);
- коррозионно-активны.
Факторы, указывающие на необходимость замены охлаждающей жидкости:
- увеличение потребление топлива;
- снижение мощности мотора;
- повышение температуры двигателя;
- изменение цвета жидкости;
- быстрое испарение антифриза;
- выпадение осадка и/или помутнение.
Также можно проверить показатель pH (щелочного числа) антифриза:
- норма для нового антифриза лежит между 7,5 и 11;
- антифриз, который успел «покататься» – от 6 до 7;
- плохая, разрушающая вашу систему, ОЖ – ниже 6. Срочно необходима замена антифриза!
Однако для различных видов антифриза нормальный показатель pH различается. Современные формулы могут обладать пониженным pH по сравнению с устаревшими антифризами на основе неорганических присадок. Чтобы узнать показатели качества применяемого антифриза, ознакомьтесь с техническим описанием или паспортом безопасности.
Признаки закипания охлаждающей жидкости
Диагностировать закипание антифриза можно по следующим признакам:
- пар из-под капота;
- стрелка температуры охлаждающей жидкости на приборной панели в «красной зоне» или загорелась лампочка температуры на приборной панели;
- снижение мощности ДВС;
- металлические шумы при работе двигателя;
- отказ работы двигателя.
Обращайте внимание на неисправности системы охлаждения. Вовремя замеченная и устраненная поломка предотвратит серьезные повреждения двигателя и других компонентов.
Последствия перегрева двигателя
Классифицируют 3 уровня перегрева:
- Слабый. Незначительный и непродолжительный перегрев двигателя. Вовремя замеченная неисправность и ее своевременное устранение. Последствия незначительные.
- Средний. Двигатель работал продолжительное время с неисправностью в системе охлаждения. Такой перегрев чреват деформацией поршневых колец и ГБЦ, появляются трещины головки блока. Без посещения СТО не обойтись.
- Сильный (критический). Плавятся поршни, ломается коленвал, может треснуть блок цилиндров, а двигатель может заклинить. Автомобилю потребуется срочный ремонт.
При среднем и сильном перегреве после технического обслуживания следует заменить не только антифриз, но и моторное масло. При перегреве двигателя моторное масло, особенно минеральное, может образовать осадок, которые приведет к нарушению циркуляции масла и потере защитных свойств.
Профилактика
Перед каждой поездкой проверяйте уровень охлаждающей жидкости в бачке. Учитывайте, что испарение антифриза составляет не более 0,2 л в год.
Следите за показаниями температуры на приборной панели. Нормой является температура в пределах 90°С – 110°С.
Обращайте внимание на подтеки ОЖ под автомобилем после стоянки. Лужа под авто — явный признак разгерметизации контура.
Используйте только качественные сертифицированные антифризы, рекомендованные производителем автомобиля. Соблюдение рекомендаций ОЕМ — залог правильной работы системы.
Автомобиль перегрелся: действия
Двигатель еще не кипит
Если двигатель перегрелся, но не закипел:
- Остановить авто в безопасном месте, но не глушить;
- Выключить кондиционер;
- Открыть капот;
- Дать поработать автомобилю на холостых оборотах.
Еще один способ сбросить температуру – включить печку на полную мощность. Отопитель заберет часть тепла и выступит в роли дополнительного средства охлаждения. Такие действия подойдут при слабом перегреве.
Из-под капота валит пар
Если антифриз кипит, необходимо остановиться в безопасном месте. Сразу заглушить мотор: работа двигателя может привести к заклиниванию и прочему ущербу всем системам автомобиля. Вызвать эвакуатор: лучше доверить работу по выявлению и устранению неполадок сервисному центру.
При закипании нельзя открывать крышку расширительного бачка или радиатора: антифриз под давлением может оставить ожоги.
Авторы: Антон Севанькаев, Никита Дубровин.