Как антифриз влияет на помпу: важные нюансы выбора

Помпа или водяной насос — это ключевой элемент системы охлаждения двигателя, сравнимый с его сердцем. Исправная работа водяного насоса критически важна для стабильного функционирования мотора. На состояние насоса напрямую влияет качество и состав охлаждающей жидкости, которую он перекачивает. Большинство поломок помпы связано с ошибками в обслуживании системы охлаждения и использованием неподходящего антифриза.

В этой статье рассмотрим наиболее распространенные неисправности водяного насоса, их причины и способы устранения.

Неисправности помпы, их причины и методы устранения

Давайте для начала перечислим все возможные неисправности водяного насоса:

  • выход из строя подшипника помпы и заклинивание помпы;
  • разрушение крыльчатки помпы;
  • разрушение уплотнителей и прокладок системы охлаждения;
  • разрушение корпуса помпы охлаждения.

И теперь по порядку разберем с чем связаны неисправности и как их устранить.

Выход из строя подшипника помпы и заклинивание помпы

Причин, приводящих к такой неисправности, несколько.

Попадание «мусора» в систему охлаждения.

Накипь, осадок и ржавчина – частые гости системы охлаждения двигателя при использовании некачественных антифризов. Используйте только сертифицированные антифризы, рекомендованные производителем авто.

Решение: очистить систему охлаждения.

Использование антифриза с повышенной концентрацией моноэтиленгликоля. 

Из-за повышенной вязкости такого состава, увеличивается нагрузка на помпу. К тому же, неправильная концентрация антифриза может быть причиной закипания двигателя. Рекомендованная концентрация антифриза – 40–60%.

Решение: смесь разбавить дистиллированной водой.

Замерзание или загустение охлаждающей жидкости.

Правильно подбирайте концентрацию охлаждающей жидкости, исходя из погодных условий вашего региона. Температура начала кристаллизации антифриза также зависит от содержания МЭГ. Вода замерзает при 0°C, чистый этиленгликоль – при -13°C, а их смесь – в зависимости от концентрации. Средние низкотемпературные показателя состава МЭГ/дистиллированная вода:

  • 40/60 – -25°С;
  • 50/60 – -37°С;
  • 60/40 – -52°С.

Более точные данные можно найти в паспорте безопасности антифриза. 

Решение: разморозить систему и добавить необходимое количество концентрата антифриза.

Разрушение крыльчатки помпы

Разрушение под действием коррозии.

Антифриз коррозионно-активен. Для защиты системы охлаждения в состав охлаждающей жидкости входят специальные антикоррозионные присадки. Низкокачественные антифризы содержат сомнительные присадки или не содержат их совсем. Это приводит к разрушению посредством коррозии. Также разбавление неподготовленной водой ухудшает антикоррозионные свойства.

Абразивное разрушение крыльчатки водяного насоса.

Избыточное содержание фосфатов и силикатов приводит к образованию накипи и отложений в системе охлаждения. Эти отложения, перегоняемые помпой по системе, воздействуют на крыльчатку помпы как абразив, разрушая ее. Также использование жесткой воды может приводить к образованию отложений.

Разрушение под воздействием кавитации.

Кавитация — это процесс образования воздушных пузырьков в жидкости во время ее перекачивания. Когда такие пузырьки возникают при всасывании в насос, происходят сразу несколько негативных эффектов: снижается давление, теряется мощность, падает эффективность работы системы. В дальнейшем эти пузырьки разрушаются в зонах повышенного давления, вызывая шум, вибрацию и повреждение компонентов охлаждающей системы. Кроме того, к снижению давления на входе в насос приводит и общее ухудшение циркуляции охлаждающей жидкости, что повышает риск кавитации. Важно следить за температурным режимом системы охлаждения и не допускать перегревов.

Разрушение под действием аэрации.

В идеальных условиях охлаждающая жидкость в системе должна находиться под небольшим избыточным давлением. Однако недостаточный уровень ОЖ, утечки из-за разгерметизации, износ прокладок и шлангов приводят к попаданию воздуха в систему. Это, в свою очередь, провоцирует образование воздушных пузырьков, а также паровых кавитационных пузырей, что снижает эффективность работы водяного насоса, ухудшает циркуляцию и способствует повышенному пенообразованию.

Качественные охлаждающие жидкости содержат специальные присадки, защищающие эластомеры, что снижает риск разрушения прокладок и шлангов. Кроме того, они включают антипенные компоненты, предотвращающие образование пены и обеспечивающие стабильную работу системы охлаждения.

Решение, которое подходит под все вышеперечисленные пункты: использовать качественную охлаждающую жидкость, рекомендованную производителем авто. Такой антифриз продлевает срок службы двигателя и предотвращает поломки.

Разрушение уплотнителей и прокладок водяного насоса

Разрушение под воздействием некачественных жидкостей.

Моноэтиленгликоль, являющийся основным компонентом большинства охлаждающих жидкостей, относится к классу спиртов и оказывает агрессивное воздействие на многие эластомеры и резиновые уплотнения, используемые в двигателях. Качественные охлаждающие жидкости содержат специальные присадки, которые защищают прокладки и шланги от разрушения, продлевая срок их службы. Дополнительный фактор, негативно влияющий на состояние уплотнений, — перегрев двигателя. Он часто возникает при использовании некачественного антифриза, не обеспечивающего эффективный теплоотвод.

Разрушение корпуса помпы охлаждения

Разрушение под воздействием некачественных жидкостей.

Корпус насоса системы охлаждения, как и другие элементы системы, со временем может разрушаться из-за коррозии, кавитации и образования отложений. Причины этих процессов рассмотрены выше.

Чтобы продлить срок службы компонентов системы охлаждения, используйте только качественные антифризы, содержащие антикоррозионные и защитные присадки.

Исследования ведущих автопроизводителей показывают, что более 40% отказов двигателя прямо или косвенно связаны с неисправностями системы охлаждения.

Использование качественного антифриза и соблюдение регламентов его замены помогают значительно продлить срок службы двигателя и избежать дорогостоящего ремонта.

Важно помнить: попытка сэкономить на охлаждающей жидкости может привести к серьезным поломкам и длительному простою техники.