Температура замерзания антифриза: почему нельзя заливать концентрат
Благодаря этиленгликолю антифриз не замерзает при низких температурах. На первый взгляд может показаться, что чем выше концентрация этиленгликоля, тем ниже температура замерзания антифриза, но это верно лишь отчасти.
Зависимость концентрации этиленгликоля и температуры замерзания охлаждающей жидкости
Действительно, повышение концентрации этиленгликоля улучшает низкотемпературные свойства раствора, но только до определенного уровня. Максимальный эффект достигается при концентрации около 65-68% этиленгликоля. Если же концентрация будет выше 65%, температура замерзания начнет повышаться, и устойчивость охлаждающей жидкости к холоду снизится.

Как видно на графике, неразбавленный этиленгликоль начинает замерзать уже при −12,9 °C. А чтобы достичь минимальной температурной отметки в –72 °С, этиленгликоль разбавляют водой в соотношении 66,7 / 33,3.
Кроме того, избыточное количество этиленгликоля может негативно сказаться на других характеристиках антифриза. Избыток ЭГ ухудшает теплообмен и может привести к перегреву двигателя, а также снижает эффективность защитных присадок, что увеличивает риск коррозии и повреждений в системе охлаждения.
Оптимальная концентрация антифриза
Именно поэтому оптимальная концентрация этиленгликоля в автомобильных антифризах составляет около 50%. При этом достигается баланс между морозостойкостью и эффективностью теплообмена, а также обеспечивается защита системы от коррозии и других проблем.
Однако антифриз — это не просто смесь воды и этиленгликоля. В его состав входят различные присадки: антикоррозионные, антипенные, от накипи и окисления. Присадки защищают систему охлаждения от негативного воздействия этиленгликоля — основы антифриза, которая обеспечивает устойчивость к низким температурам.
Разбавление концентрата антифриза водой — это не только способ понизить температуру замерзания, но и важная мера для оптимальной работы системы охлаждения.
Зачем разбавлять концентрат антифриза водой?
- Снижение вязкости и уменьшение нагрузки на помпу
Неразбавленный концентрат антифриза обладает высокой вязкостью, что создает дополнительную нагрузку на водяной насос (помпу). При разбавлении водой вязкость охлаждающей жидкости уменьшается, что облегчает перекачку жидкости по системе. Это снижает нагрузку на насос и уменьшает его износ. - Правильный баланс присадок
Концентрат содержит высокую концентрацию защитных присадок. При использовании неразбавленного концентрата возможно перенасыщение охлаждающей жидкости этими добавками. Это может привести к окислению среды, что вместо защиты вызывает обратный эффект — ржавление и коррозию металлических деталей. Разбавление водой в правильной пропорции (для большинства российских климатических зон: 50/50) обеспечивает оптимальный уровень присадок, что предотвращает повреждение компонентов системы охлаждения и поддерживает стабильные антикоррозионные свойства. - Экономическая выгода
Разбавление концентрата водой позволяет получить в два раза больше готовой к использованию охлаждающей жидкости. При классической пропорции 50/50 из 20 литра концентрата можно получить 40 литров антифриза. В среднем, стоимость покупки концентрата и дистиллированной воды обходится на 20–30% дешевле, чем покупка предварительно разбавленного антифриза. Такая экономия имеет смысл для крупных автопарков и предприятий при условии, что есть уверенность в чистоте воды для разбавления и в том, что автослесари соблюдают правильную пропорцию разбавления..
Оптимальные пропорции разведения охлаждающей жидкости
Для большинства климатических условий рекомендуется разбавление концентрата водой в пропорции 50/50, что обеспечивает защиту от замерзания до -35 °C и температуру кипения до +110 °C. В арктических климатических зонах можно использовать пропорцию 60/40, но превышать её не рекомендуется, так как это ухудшит теплообмен и снизит защитные свойства антифриза.

Разбавление концентрата антифриза — это обязательная процедура для обеспечения стабильной и эффективной работы системы охлаждения автомобиля.
Для различных климатических зон мы поставляем готовые антифризы с концентрацией этиленгликоль:вода от 40:60 до 60:40, однако с поправкой на пересечение транспортом разных климатических зон, «золотой серединой» является такая концентрация, которая обеспечивает температуру замерзания до –40 °С (чуть выше 50% воды). Большинство автопроизводителей на конвейере заливают антифриз в концентрации 50:50.
Если ваша техника работает на юге, вам достаточно концентрации 40 / 60, а если требуется «усиленный антифриз» для самых суровых условий, то вы можете разместить специальный заказ либо самостоятельно приготовить антифриз с нужной температурой замерзания при помощи концентрата.
Метод определения точки начала кристаллизации
Определение точки начала кристаллизации антифриза производится методом, зафиксированным в ГОСТ 28084-89.
Подготовка. Охлаждающая жидкость разбавляется дистиллированной водой в соотношении 1:1. Проба данной смеси в объеме 20 см3 наливается во внутренний сосуд прибора Баумана-Фрома, который закрывается пробкой с термометром и мешалкой. Требуемое расположение ртутного резервуара относительно дна – 10-15 мм, расстояние от стенок пробирки – одинаковое. Мешалка также не касается стекла. Наружная пробирка наполняется ацетоном, при этом его уровень на 10 мм превышает аналогичный показатель для охлаждающей жидкости во внутреннем сосуде.
Проведение испытания. Прибор помещается в сосуд Дьюара, температура в котором на (12±5)°С ниже предполагаемого показателя для начала кристаллизации антифриза. Температура в сосуде поддерживается на заданном уровне. Охлаждающая жидкость в пробирке перемешивается со скоростью 20-30 движений в минуту. При приближении температуры антифриза к ожидаемому показателю (за 5-10 °С) производится периодическое (через 3-5 мин) наблюдение на свет за состоянием состава.
Продолжительность каждого этапа контроля не превышает 12 с. Отметка термометра, при которой в составе определяется легкое помутнение около мешалки, является температурой начала кристаллизации. Испытание проводится параллельно на двух образцах охлаждающей жидкости, взятых из общей пробы.
Обработка результатов. Расхождение между полученными параллельно показателями не должно превышать 2°С. Результатом испытания является среднеарифметическое значение данных величин. Абсолютная суммарная погрешность полученной температуры составляет ±1,2°С, если доверительная вероятность равняется Р=0,95.
Бонус: как разбавлять концентрат антифриза
Заливать поочередно компоненты в бачок антифриза не стоит, так как система может заполниться раньше, чем вы предполагали. В таком случае, концентрация антифриза будет не той, что вам была необходима. Тем более, не стоит этого делать на морозе: чистый концентрат подвержен кристаллизации при более высокой температуре, чем раствор.
- Наденьте медицинские (или другие, не тряпичные) перчатки и маску. Основа антифриза – ядовитое вещество при проглатывании и вдыхании паров!
- Узнайте необходимый объем антифриза вашей системы охлаждения.
- Исходя из нужных пропорций, в чистую тару налейте концентрат и дистиллированную воду.
- Перемешайте.
- Вы прекрасны! А ваш раствор готов!
Во избежание ошибок и лишних затрат времени и сил, пользуйтесь готовыми, предварительно разбавленными, качественными охлаждающими жидкостями.
Используйте только качественные антифризы, подбирайте раствор под необходимые условия и обращайте внимание на поведение вашего авто, только так техника прослужит вам долгие годы!
Авторы: Антон Севанькаев, Никита Дубровин.